10 сентября, в День рождения Владимира Клавдиевича Арсеньева, мы добрым словом вспоминаем талантливого путешественника, ученого, писателя, внесшего большой вклад в изучение географии, этнографии и природных ресурсов Дальнего Востока России.
Не умаляя заслуг Арсеньева-исследователя, мы помним, что, в первую очередь, Владимир Клавдиевич Арсеньев — это офицер русской Армии, награжденный за годы своей службы 6-ю орденами Российской империи, которые заслужил в период военных действий во время русско-японской войны, а также в последствии выполняя задания государства по освоению территорий дальневосточного региона.
За 30 лет экспедиций Владимир Клавдиевич заполнил белые пятна на карте новых земель нашей страны, рассказал миру о населяющих эту территорию народах. На собранные им сведения до сих пор опираются этнографы, биологи, гидрографы, геологи, археологи и просто путешественники, открывающие для себя прекрасный край у восточных берегов России.
Сегодня В.К. Арсеньев это 12 крупных системных экспедиций, участники которых 20 раз пересекли хребет Сихотэ-Алинь; более 130 опубликованных научных исследований и работ; 120 переизданий книг «По Уссурийскому краю» и «Дерсу Узала» на 30 языках народов мира. В честь Арсеньева названы город, улицы, приток реки, сопка, вулкан, аэропорт, несколько речных и морских судов, самолет, музей и национальный парк. Для нас, современных жителей приморья — людей, так или иначе связавших свою судьбу с экологическим просвещением, изучением и охраной природы юга Дальнего Востока, Владимир Клавдиевич является одним из ключевых краеведов, популяризатором идей бережного отношения к окружающей нас природе и стремления к гармонии с ней, уважительного отношения к традициям и культуре коренного населения этих уникальных мест.
По воспоминаниям современников, В.К. Арсеньев был щепетильно честным человеком, и даже в бытность службы офицером был доброжелателен к своим подчиненным. Со многими из солдат-участников своих экспедиций Арсеньев поддерживал общение до конца жизни. Когда не стало Владимира Клавдиевича, провожать его вышел весь Владивосток. Его вдова Маргарита Николаевна спустя несколько дней после похорон писала: «… на похоронах был весь город – несколько тысяч людей шло за гробом. Цветов и венков было горы. У гроба все время стоял почетный караул от общественных организаций – хоронили с музыкой. Так, как его, здесь, на Дальнем Востоке, никого не хоронили…».
В одном из своих дневников в 1907 году Арсеньев писал: «Пройдут долгие годы, но наша работа и труд, затраченные на изучение Уссурийского края, не пройдут даром, а принесут нашему Отечеству и потомству величайшую пользу. Верю, что через 40–50 лет нас будут вспоминать добрым словом».