ФГБУ
subglobal1 link | subglobal1 link | subglobal1 link | subglobal1 link | subglobal1 link | subglobal1 link | subglobal1 link
subglobal2 link | subglobal2 link | subglobal2 link | subglobal2 link | subglobal2 link | subglobal2 link | subglobal2 link
subglobal3 link | subglobal3 link | subglobal3 link | subglobal3 link | subglobal3 link | subglobal3 link | subglobal3 link
subglobal4 link | subglobal4 link | subglobal4 link | subglobal4 link | subglobal4 link | subglobal4 link | subglobal4 link
subglobal5 link | subglobal5 link | subglobal5 link | subglobal5 link | subglobal5 link | subglobal5 link | subglobal5 link
subglobal6 link | subglobal6 link | subglobal6 link | subglobal6 link | subglobal6 link | subglobal6 link | subglobal6 link
subglobal7 link | subglobal7 link | subglobal7 link | subglobal7 link | subglobal7 link | subglobal7 link | subglobal7 link

 

 

Детская научно-практическая конференция

 

В рамках ежегодного конкурса " От Дня Земли - к Веку Земли", проводимого отделом экологического просвещения ФГБУ «Объединённая дирекция Лазовского заповедника и национального парка «Зов тигра», в последних числах марта прошла детская научно-практическая конференция по теме: « Мир заповедной природы».
Всего на конкурс было представлено 23 работы. Участники выступали с сообщениями (3-6 классы), докладами (6-7классы). Были представлены исследовательские работы (4-9классы) и проекты (5-7 классы). Выступление на конференции – это последняя точка в той кропотливой работе, которую вели ребята на протяжении длительного времени. Школьники собирали материал, обрабатывали его, проводили, при необходимости, дополнительные исследования, выявляли причинно-следственные связи, составляли схемы, таблицы, анализировали статистические данные.
Остановимся на некоторых работах школьников более подробно.
Сообщение ученика 4-го класса МБОУ №11 п. Преображение Молчанова Юрия (руководитель Горюшина В.М.) было посвящено белоплечему орлану. Это редкий вид, который встречается в России только на Дальнем Востоке. Несмотря на юный возраст, выступающий подробно остановился на внешнем виде птицы, рассказал о её питании, размножении, взаимодействии в природе с другими объектами, не забыл выявить причины, которые указывают на уязвимость вида. Его работа заняла первое место среди школьников младшей группы в номинации «сообщения».
Заслуживает внимания работа ученика 3 класса Ольгинской школы Савкина Александра (руководитель Кишко В.А.). «Уссурийский баклан» - так обозначил Саша свою тему. Она привлекала его давно. С раннего детства он наблюдал за этими большими птицами, которые часто встречались на берегу моря рядом с его посёлком. Мальчика интересовало всё: куда летают, что едят, почему ныряют и не тонут? Все наблюдения, плюс научная литература, рекомендованная преподавателем, легли в основу Сашиной работы. В итоге – почётное 3-е место.

В группе 5-6 классы первое место заняла работа Чебановой Анны ученицы 5 класса МБОУ Киевская ООШ №8 (руководитель Ашаргина С.В.) Сообщение было сделано по теме «Седой дятел» и оказалось лучшим среди работ этой возрастной категории. «Хочу рассказать Вам про удивительную птицу, которую я увидела однажды в зимнем лесу недалеко от родного села», - так начала своё выступление Анна. Вначале девочка, не без помощи взрослых, определила, что это седой дятел. А затем началась кропотливая работа по сбору данных для будущей работы. Интерес вызвал один вид, а в ходе изучения литературы выяснилось, что в Лазовском заповеднике обитает 9 видов дятла. Все они птицы осёдлые, лишь в зимний период совершают небольшие кочёвки  в поисках корма. Седого дятла можно встретить, практически, везде: в глухом лесу и рядом с населённым пунктом. Он зимой

даже залетает в населённые пункты и обследует все места, где только можно найти корм. Днём активен, а ночь предпочитает коротать в дупле. Седой дятел – птица-собиратель. Божьи коровки, муравьи, гусеницы, жуки и их личинки – всех достанет он своим длинным языком. Любит полакомиться ранней весной берёзовым соком. Дятел, в данной ситуации, действует подобно человеку, который ведёт сбор сока. Птица делает клювом горизонтальную пробоину на стволе или ветке дерева. Таких пробоин делается несколько. А затем дятел перелетает от пробоины к пробоине и собирает сок с помощью клюва и языка. А ещё в эту сахарную ловушку попадают насекомые, тут предприимчивый седой дятел позволяет себе насыщаться не только углеводами, но и белковой пищей.

Анна провела наблюдения за дятлом и выяснила, что тот появляется в селе Киевка в конце зимы, что он в этот период очень активен, и что чаще всего птицу можно встретить на южных склонах, где встречаются ольха, бархат амурский, жимолость Маака и яблони.

Докладов на конференции было немного. Первое место единогласно было отдано Андреюк Дарье – ученице 7 класса (МБОУ Беневская СОШ №7, руководитель Фищенко Н.М.). Дарья работает над темой уже не один год. Начинала с того, что вешала кормушку под окнами своего дома и наблюдала за птицами: кто и когда прилетает, что клюёт на кормушке, как ведёт себя.

Первая работа - «Птицы на зимней кормушке» - тогда заняла первое место. В этом году доклад был посвящён птицам, пойманным в объектив фотоаппарата в окрестностях села Беневское. Девочка смогла привлечь к своей работе одноклассников, жителей села, своих родных.

Вот неполный перечень тех пернатых, фотографии которых нашли своё место в её работе: поползень, орлан-белохвост, ворон, японский свиристель, рябчик, сибирская горихвостка, канюк, зимняк, сибирская чечевица, лысуха. В докладе Андреюк Д. сделала свои собственные выводы по итогам наблюдений: когда удобнее проводить наблюдения, какой наряд у пернатых в разное время года, как ведут они себя при встрече с человеком, что нужно делать, чтобы птица позволила себя сфотографировать.

Отдельно в выступлении была затронута экология и биология встреченных птиц.Необычный выбор темы и метод анализа имеющейся в библиотеке литературы принёс почётное 2-е место Шелабода Ксении ученице 6 класса школы №1 с. Лазо (руководитель Дегтяренко О.Е. методист отдела экопросвещения). Тема её доклада: «Сравнительная характеристика пещерного и бурого медведя». Подача материала выступающей носила системный, научный, доступный характер. На все вопросы, которые задавали Ксении, были получены исчерпывающие ответы. А это говорит о том, что тема изучена докладчиком в полном объёме.
Бесспорным лидером стала  работа «Состояние лесной формации после антропогенного вмешательства». Тема вполне взрослая, а затронула её ученица 6 класса  школы села Беневское  Беликова Наина.  В 70-х годах прошлого столетия в районе села Беневское лесхоз высадил саженцы  сосны корейской кедровой. Зимой 2003-2004 года на данной территории были определены деляны для заготовки дров. При этом, перед заготовителями была поставлена задача: кедр сохранить, вырубка разрешена с целью осветления посадок. Вот и решила Беликова Наина провести исследование, целью которого было оценить состояние сосны корейской на данном участке. Методика исследования в работе изложена очень подробно. Анализируя полученные данные, Наина сделала следующие выводы:

  1. На исследуемой территории произрастают 11 видов деревьев.
  2. В подросте отмечено 6 видов.
  3. Вырубка не повредила сосну корейскую кедровую. На исследуемом участке отмечен кедр высотой 5 м, самая низкая высота у кедра – 1м 90см. Годовой прирост кедра составил от 6.8 см до 20 см.
  4. Основная лесообразующая порода на участке – дуб монгольский.

Наина выразила благодарность тем жителям села, которые проводили порубочные работы на данном участке дважды за последние 25 лет. Они сохранили растущие в посадках кедры, а также старые крупные диморфанты и липу.
Проектов на конференции было всего два. Первое место было отдано экологической группе «Беневские тигрята», руководитель Фищенко Н.М. На первый взгляд, проект никак не связан с темой конференции. Ребята его уже почти реализовали, потому что задуман он был к 70-летию Великой Победы. Разработал проект Забежко Егор, а помогли воплотить в жизнь – его товарищи. Школьники решили восстановить живую изгородь вокруг памятника односельчанам, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны. Выбрали те породы деревьев и кустарников, которые встречаются в заповеднике. Так появились посадки сосны корейской и рододендрона остроконечного. На клумбах, украшенных каменными георгиевскими лентами, разместили цветущие растения: из дикорастущих – фиалки, из садовых – петуньи. Хороший пример для всех, кто хранит память о великих подвигах наших дедов и прадедов.
Авторы всех работ показали, что смогли выделить предметную область исследования, выявить и осознать проблему конкретного вопроса, подобрать и обосновать методы и методики исследования, собрать и проанализировать необходимый материал.
Руководителями работ были опытные педагоги школ и сотрудники отдела экологического просвещения: учителя Горюшина В.М., Ашаргина С.В. и Фищенко Н.М., методист отдела экопросвещения Дегтяренко О.Е. и специалист Кишко В.А. Огромное им спасибо за ребят.

Г. Дикалюк - начальник отдела экопросвещения
 ФГБУ «Объединённая дирекция Лазовского заповедника

 и национального парка «Зов тигра».

 

ђҐ©вЁ­Ј@Mail.ru

©2012 г. Разработка Бодун Г.В.